Покрытие вставок в катушкодержатели из светлых пород дерева
Покрытие вставок в
катушкодержатели из светлых пород дерева
Заморочился надысь поэкспериментировать с покрытием вставок в катушкодержатели из светлых пород дерева. А конкретно – с изделиями из ясеня и клена. Результат первой части мерлезонского балета изображен на фото:
Обе вставки вначале были выдержаны часа 3 в разбавленном процентов на 20 матовом полиуретановом лаке Tikkurila Merit Jahti. Такая процедура проводилась с целью хоть немного пропитать верхний слой древесины. Все-таки клен с ясенем – не
экзотическое кокоболо, например, которое можно вообще ничем не покрывать и не опасаться при этом, что через пару лет эксплуатации деревяшка может растрескаться от постоянных контактов с влагой. Затем, суток через 5 обе вставки были вышкурены. А вот окончательное, «финишное» покрытие, выполнялось несколько по-разному, и это отчасти связано с особенностями структуры каждой из вышеупомянутых пород.
Вставка из клена покрывалась из аэрозольного баллончика американским лаком Minwax Fast Drying Urethane. С кленом такую роскошь себе можно позволить, поскольку он обладает плотной фактурой и практически без пор. Т.е., как и в любом другом дереве, поры присутствуют конечно, но они настолько мелкие и их настолько мало, что после вышкуривания первого слоя лака они оказываются заполненными и, соответственно, последующие слои покрытия на них не «проседают». Отчасти именно поэтому решил использовать аэрозоль, поскольку таким способом можно получить реально тонкое, но при этом равномерное покрытие поверхности. Другая причина – эстетического, так сказать, характера. При покрытии из баллона достигается интересный эффект, которого не удастся добиться при нанесении лака кисточкой и «обливным» методом (т.е. когда вставка погружается в емкость с лаком) – мелкая-мелкая равномерная шагрень, которая делает поверхность чуть шершавой. В пику более привычной ровной лакированной поверхности смотрится довольно оригинальненько.
А вот с ясенем такой номер не проходит, поскольку у этой породы дерева поры крупные и их немало. И при этом они не образуют такой красивой фактуры как у ореха (walnut), например:
Т.е. для того, чтобы покрытая вставка выглядела прилично, лак нужно класть не таким тонким, как в случае распыления из аэрозоли, слоем. Да и вполне возможно, что таковых слоев, даже с учетом более «толстого» нанесения ручным методом, понадобится не один. Мне удалось уложиться в два (все тот же разбавленный Merit Jahti), с вышкуриванием первого слоя через 4-5 дней, когда лак гарантировано полностью высох. Зато, если поры заполнить получилось нормально, результат получается вполне эстетичным: ясень обладает неравномерной плотностью древесины на разных участках и, соответственно, участки с разной плотностью по-разному впитывают лак. Что, в свою очередь, приводит в результате к очень симпатичному подчеркиванию фактуры. Но при этом, при качественно «забитых» порах, поверхность остается ровной…
Однако, главная причина, по которой решил потратить время на возню с «белыми» деревяшками, заключалась в идее тонирования их в какой-нибудь цвет, неестественный для дерева вовсе. Тут уже пришлось поковыряться подольше, пока нашел технологию, позволяющую получить более-менее удовлетворительный результат. Под «удовлетворительностью» в данном случае следует понимать такое тонирование, которое, с одной стороны не сильно перекрывает естественную фактуру дерева (а иначе вставка будет выглядеть как просто покрашенная краской), с другой – дает достаточно насыщенный, не «белесый» тон. После некоторого количества потраченных нервов и времени, пришел к вот такому технологическому процессу:
Два слоя морилки с нанесением кисточкой. Точнее не с «нанесением», а «втиранием», для исключения даже самых небольших потеков. Собственно цель этих первых 2-х слоев – «забить цветом» рельефные участки поверхности. Если бы речь шла о самой простой форме вставки, обычном цилиндре, этот этап можно было бы игнорировать с чистой совестью. Морилка пользовалась тиккуриловская же – Valtti Color, И этот выбор не совсем случаен, поскольку именно эта разновидность морилок имеет ту же основу, что и полиуретановые лаки. О чем нетрудно догадаться по тому, что для нее в качестве растворителя/средства для промывки инструмента указан тот же самый растворитель, уайт-спирит. К тому же, судя по аннотации производителя, Valtti Color не образует пленки на поверхности. Что, с учетом необходимости последующего покрытия лаком, тоже немаловажно, поскольку в противном случае вполне могут быть проблемы с адгезией (прилипанием) лака к обработанной морилкой поверхности.
Вышкуривание через пару суток после нанесения второго слоя.
Дальше начинается собственно придание тона необходимой насыщенности основной части поверхности. В принципе, технология нанесения остается точно такой же – скорее втирание, нежели «покраска», но вот инструмент лучше сменить, и вместо кисточки использовать поролоновый тампон. При этом, слегка смочив тампон морилкой, нужно довольно безжалостно выдавить ее излишки, промокнув его пару-тройку раз о какой-нибудь кусок картона и т.п. Так вот, таких слоев понадобится 4-5 с паузой на сушку каждого не менее суток.
После придания деревяшечке цвета желаемой насыщенности, покрываем лаком. В этом случае опять же лучше использовать аэрозоль. Полиуретановые лаки по дереву (а именно их имеет смысл использовать для таких целей, как минимум - из-за бОльшей, по сравнению с лаками на других основах, устойчивости к истиранию) всегда дают слегка желтоватый оттенок. И чем слой толще, тем эта желтизна заметней. Если морить светлое дерево даже в темные, но «естественные» оттенки, «желтоватость» глаз не режет, а вот в данном случае подобный муар не очень желателен. Поэтому и лучше использовать аэрозоль, поскольку, как уже было упомянуто выше, это позволяет положить лак максимально тонким слоем. Существует, конечно, еще и вариант с использованием air-brush, но это уже профессиональная техника и к тому же требует наличия специального помещения. На лестничной площадке так не поработаешь… А при покрытии из баллончика потребуется 3-4 слоя, с 2-4-часовыми паузами между ними. Хотя это время может варьироваться, лучше перед началом работы изучить повнимательней инструкцию по применению на баллоне.
Результат описанных манипуляции – на фото:
В заключение хотелось бы добавить только небольшую ремарку по поводу выбора лака, если речь идет о нанесении кистью. Merit Jahti оказался в принципе неплох, но все познается в сравнении, как известно. Во-первых, он изначально по консистенции густоват. Может для покрытия больших поверхностей это и не страшно, но вот в случае, о котором шла речь, это делает работу несколько некомфортной, скажем так. Поэтому, собственно, и пришлось разбавлять этот лак уайт-спиритом. Ну и жесткость высохшего лака… Видали и получше. Поэтому осмелюсь дать один совет: если когда-нибудь вдруг решите заняться чем-то подобным, купите лучше Petri Diamond Hard. Этот лак обойдется раза в 2 дороже, чем Tikkurila, но результат и удобство работы будут ощутимо другими…
.